г.Москва, м.Митино, ул.Барышиха, 14 (второй этаж)
+7 (495) 744-85-45
Ежедневно с 9:00 до 19:00
История гранитного мавзолея В.И. Ленина на Красной площади
г.Москва, м.Митино, ул.Барышиха, 14 (второй этаж)
+7 (495) 744-85-45
Ежедневно с 9:00 до 19:00

Гранитный мавзолей В.И. Ленина на Красной площади: автор, история, архитектура и значение

09.10.2024
69
Гранитный мавзолей В.И. Ленина на Красной площади: автор, история, архитектура и значение

Мавзолей Владимира Ильича Ленина на Красной площади в Москве — одно из самых знаковых сооружений в истории российской архитектуры. Он не только является местом захоронения вождя революции, но и выступает важным архитектурным символом Советского Союза и современной России. Проект и постройка этого гранитного сооружения — заслуга известного архитектора Алексея Викторовича Щусева. 

Когда мавзолей стал гранитным?

После смерти Владимира Ильича Ленина в 1924 году, было принято решение о бальзамировании его тела и создании мавзолея на Красной площади для того, чтобы с ним могли проститься все желающие. Деревянное строение возвели всего за 2,5 дня усилиями более чем ста человек, включая добровольцев, которые приходили помогать строителям. Проектом руководил архитектор Алексей Щусев. Мавзолей представлял собой темно-серый куб высотой около трех метров. На вершине сооружения располагалась трехступенчатая пирамида, придающая ему торжественный вид. Фасад украшала надпись «Ленин», выполненная из черных деревянных брусков. Для увеличения долговечности все деревянные элементы были покрыты масляным лаком, а колонны и двери изготовлены из прочного черного дуба.

Второй мавзолей, построенный после закрытия первого деревянного сооружения в марте 1924 года, стал более монументальной и продуманной версией. После обсуждений различных вариантов, таких как памятник-дворец или высокая башня с вращающимся земным шаром, проектирование снова доверили архитектору Алексею Щусеву. Он создал конструкцию, которая сочетала в себе элементы усыпальницы, трибуны и памятника. Щусев сохранил ступенчатую форму и увеличил размеры мавзолея, добавив портик и трибуны для выступлений. Внешний облик второго деревянного мавзолея уже напоминал его будущий гранитный вариант. Архитектор вдохновлялся египетскими пирамидами, зиккуратами, мавзолеем царя Кира и другими древними мемориальными постройками, стремясь подчеркнуть тем самым идею о том, что «Ленин умер, но дело его живет».

Третий, каменный мавзолей стал результатом международного конкурса, объявленного в январе 1925 года, на который поступило 117 различных проектов и эскизов. Среди предложенных вариантов были весьма смелые идеи, такие как мавзолей в форме корабля «Октябрь», огромная статуя Ленина, круглое здание в виде земного шара. Однако комиссия, изучив все проекты, приняла решение сохранить образ второго деревянного мавзолея. Щусев, опираясь на свой прежний проект, предложил усовершенствованный вариант — более монументальный и долговечный с облицовкой фасада камнем. Строительство было завершено к октябрю 1930 года. Мавзолей стал на три метра выше своего предшественника и значительно увеличив внутренний объем. Он занял самое высокое место на Красной площади, став доминантой ее архитектурного ансамбля, и в нем были использованы уникальные материалы из всех республик СССР, что подчеркивало значение Ленинского наследия для всей страны. С момента своего завершения в 1930-е годы мавзолей неоднократно подвергался реконструкции, однако он сохранил свой исторический облик и значение.

Гранитный мавзолей: архитектурные особенности и использованный камень

Облик гранитного мавзолея В.И. Ленина на Красной площади является отражением идей строгости, торжественности и лаконичности, которые стремился воплотить архитектор Алексей Щусев. Основная форма сооружения — ступенчатая композиция, которая напоминает древние зиккураты и усыпальницы. Однако, несмотря на очевидные отсылки к традиционной архитектуре, форма здания была осознанно упрощена и адаптирована к современным принципам конструктивизма.

Основой сооружения служит железобетонный каркас с кирпичным заполнением стен. Такой подход обеспечивает прочность и устойчивость, что особенно важно в условиях плотной застройки и исторического значения Красной площади. Снаружи мавзолей облицован полированными каменными плитами трех цветов: 

  • Красный гранит ассоциируется с кровью и революцией.
  • Серый и черный лабрадор — с трауром и скорбью. 

Щусев лично подбирал камень для облицовки, объездив множество месторождений. Гранитные плиты были подогнаны друг к другу с исключительной точностью, чтобы швы между ними были почти незаметны, создавая ощущение монолитности и целостности структуры. На здании полностью отсутствуют декоративные элементы — только надпись «ЛЕНИН», выполненная из красного гранита на фоне черного лабрадора, которая расположена на фасаде здания. Простой шрифт подчеркивает минималистичность и строгость всего облика.

Кроме своей основной функции усыпальницы, мавзолей также служил трибуной для официальных выступлений и проведения государственных мероприятий. В структуру здания органично включены трибуны, с которых партийные лидеры наблюдали за парадами и демонстрациями на площади. Щусеву удалось соединить монументальность и утилитарность, сделав мавзолей не только местом памяти, но и важным общественным и политическим центром.

Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади — это не просто архитектурное сооружение, а настоящий символ эпохи, олицетворяющий идеалы своего времени. Работа архитектора Алексея Щусева и всех, кто принимал участие в создании и поддержании этого объекта, заслуживает особого уважения. На сегодняшний день мавзолей открыт для посещения, и многие туристы стремятся увидеть это знаковое сооружение своими глазами. Вход в мавзолей бесплатный, но для посещения может потребоваться предварительная запись. Посетителям необходимо соблюдать правила поведения, а экскурсии проводятся на разных языках, что делает мавзолей доступным и для международной аудитории.

Получить расчет цены бесплатно

Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Реализованные проекты

все проекты
Все
Столешницы
Лестницы
Отделка санузлов
Облицовка фасадов
Полы
Барные стойки
Камины
Подоконники
Колонны
Мозаика
Панно из камня

Гранитный мавзолей В.И. Ленина на Красной площади: автор, история, архитектура и значение

09.10.2024
69
Гранитный мавзолей В.И. Ленина на Красной площади: автор, история, архитектура и значение

Мавзолей Владимира Ильича Ленина на Красной площади в Москве — одно из самых знаковых сооружений в истории российской архитектуры. Он не только является местом захоронения вождя революции, но и выступает важным архитектурным символом Советского Союза и современной России. Проект и постройка этого гранитного сооружения — заслуга известного архитектора Алексея Викторовича Щусева. 

Когда мавзолей стал гранитным?

После смерти Владимира Ильича Ленина в 1924 году, было принято решение о бальзамировании его тела и создании мавзолея на Красной площади для того, чтобы с ним могли проститься все желающие. Деревянное строение возвели всего за 2,5 дня усилиями более чем ста человек, включая добровольцев, которые приходили помогать строителям. Проектом руководил архитектор Алексей Щусев. Мавзолей представлял собой темно-серый куб высотой около трех метров. На вершине сооружения располагалась трехступенчатая пирамида, придающая ему торжественный вид. Фасад украшала надпись «Ленин», выполненная из черных деревянных брусков. Для увеличения долговечности все деревянные элементы были покрыты масляным лаком, а колонны и двери изготовлены из прочного черного дуба.

Второй мавзолей, построенный после закрытия первого деревянного сооружения в марте 1924 года, стал более монументальной и продуманной версией. После обсуждений различных вариантов, таких как памятник-дворец или высокая башня с вращающимся земным шаром, проектирование снова доверили архитектору Алексею Щусеву. Он создал конструкцию, которая сочетала в себе элементы усыпальницы, трибуны и памятника. Щусев сохранил ступенчатую форму и увеличил размеры мавзолея, добавив портик и трибуны для выступлений. Внешний облик второго деревянного мавзолея уже напоминал его будущий гранитный вариант. Архитектор вдохновлялся египетскими пирамидами, зиккуратами, мавзолеем царя Кира и другими древними мемориальными постройками, стремясь подчеркнуть тем самым идею о том, что «Ленин умер, но дело его живет».

Третий, каменный мавзолей стал результатом международного конкурса, объявленного в январе 1925 года, на который поступило 117 различных проектов и эскизов. Среди предложенных вариантов были весьма смелые идеи, такие как мавзолей в форме корабля «Октябрь», огромная статуя Ленина, круглое здание в виде земного шара. Однако комиссия, изучив все проекты, приняла решение сохранить образ второго деревянного мавзолея. Щусев, опираясь на свой прежний проект, предложил усовершенствованный вариант — более монументальный и долговечный с облицовкой фасада камнем. Строительство было завершено к октябрю 1930 года. Мавзолей стал на три метра выше своего предшественника и значительно увеличив внутренний объем. Он занял самое высокое место на Красной площади, став доминантой ее архитектурного ансамбля, и в нем были использованы уникальные материалы из всех республик СССР, что подчеркивало значение Ленинского наследия для всей страны. С момента своего завершения в 1930-е годы мавзолей неоднократно подвергался реконструкции, однако он сохранил свой исторический облик и значение.

Гранитный мавзолей: архитектурные особенности и использованный камень

Облик гранитного мавзолея В.И. Ленина на Красной площади является отражением идей строгости, торжественности и лаконичности, которые стремился воплотить архитектор Алексей Щусев. Основная форма сооружения — ступенчатая композиция, которая напоминает древние зиккураты и усыпальницы. Однако, несмотря на очевидные отсылки к традиционной архитектуре, форма здания была осознанно упрощена и адаптирована к современным принципам конструктивизма.

Основой сооружения служит железобетонный каркас с кирпичным заполнением стен. Такой подход обеспечивает прочность и устойчивость, что особенно важно в условиях плотной застройки и исторического значения Красной площади. Снаружи мавзолей облицован полированными каменными плитами трех цветов: 

  • Красный гранит ассоциируется с кровью и революцией.
  • Серый и черный лабрадор — с трауром и скорбью. 

Щусев лично подбирал камень для облицовки, объездив множество месторождений. Гранитные плиты были подогнаны друг к другу с исключительной точностью, чтобы швы между ними были почти незаметны, создавая ощущение монолитности и целостности структуры. На здании полностью отсутствуют декоративные элементы — только надпись «ЛЕНИН», выполненная из красного гранита на фоне черного лабрадора, которая расположена на фасаде здания. Простой шрифт подчеркивает минималистичность и строгость всего облика.

Кроме своей основной функции усыпальницы, мавзолей также служил трибуной для официальных выступлений и проведения государственных мероприятий. В структуру здания органично включены трибуны, с которых партийные лидеры наблюдали за парадами и демонстрациями на площади. Щусеву удалось соединить монументальность и утилитарность, сделав мавзолей не только местом памяти, но и важным общественным и политическим центром.

Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади — это не просто архитектурное сооружение, а настоящий символ эпохи, олицетворяющий идеалы своего времени. Работа архитектора Алексея Щусева и всех, кто принимал участие в создании и поддержании этого объекта, заслуживает особого уважения. На сегодняшний день мавзолей открыт для посещения, и многие туристы стремятся увидеть это знаковое сооружение своими глазами. Вход в мавзолей бесплатный, но для посещения может потребоваться предварительная запись. Посетителям необходимо соблюдать правила поведения, а экскурсии проводятся на разных языках, что делает мавзолей доступным и для международной аудитории.

Получить расчет цены бесплатно

Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Реализованные проекты

все проекты
Все
Столешницы
Лестницы
Отделка санузлов
Облицовка фасадов
Полы
Барные стойки
Камины
Подоконники
Колонны
Мозаика
Панно из камня